Из истории фотографии
 

ИЗ ИСТОРИИ ФОТОГРАФИИ

 

 

ЭНЕРГИЯ ПАМЯТИ

        Всем, кто читал знаменитые воспоминания Владимира Набокова о его восхитительном детстве вероятно  запомнилось то, с каким удовольствием люди той поры любили фотографироваться. Вполне возможно, что это было связано и с тем восхищением что вызывала у них сама возможность запечатлеть с невероятной подробностью их лица и их повседневную жизнь. Не будем забывать, что на сломе эпох, в ещё столь благополучной жизни девятнадцатого века, которая по инерции ещё и несла с собой своих обитателей, родившихся в её первые десятилетия и помнивших каким восхитительным изобретением стало для всех изобретение фотографии. Вспомним, что именно в 1839 году фотография официально заявила о своём появлении. Вспомним, что буквально с того времени можно было услышать грустные сетования на то, что всего на несколько лет с фотографией разминулся великий Пушкин. А ведь как заманчиво было бы иметь его фотографию! Что ни говори, а даже те добротные портреты, что были написаны вполне твердыми профессионалами, - увы, не оставляют в нас чувства полного доверия и уверенности что мы-то точно знаем каким был в жизни Александр Сергеевич! Но зато уж жизнь той эпохи мы знаем несравненно полнее и лучше, чем какой-либо из веков как отечественной, так и мировой истории.

        Увы, фотографии Александра Сергеевича у нас уже никогда не будет. Но зато русские фотографы запечатлели сохранили для нас фотопортреты Гоголя и Тургенева, Гончарова и Достоевского, а фотопортрет великого толстого у нас даже есть в цвете. И это, вне всякого сомнения высокохудожественное произведение фотоискусства, сделал замечательный именно фотохудожник Прокудин-Горский. Тут следует сказать, что только в последние десятилетия стало известно о любви всей царской семьи к фотографии. Но Николай второй сохранял на фото не только вся радостные моменты семейной жизни. Именно царь-батюшка посодействовал , как сейчас сказали бы – дал грант, для сохранения в цветной фотографии всевозможных видов российской империи, её городов, монастырей, костюмов народов, населяющих Россию, да и просто уникальных мест страны. Прокудин-Горский совершал длительные поездки в самые отдаленные уголки родины и фотографировал, фотографировал…благодаря этой огромной работе мы сегодня можем видеть в цвете ту самую страну, о которой позднее горестно говорилось: «Россия, которую мы потеряли…».  : повезло, что удалось потом мастеру выбраться из страны, совершив невероятное – вывезти с собой и свой архив. И сегодня специалисты изумляются мастерству фотографа, но пока безуспешно пытаясь повторить его технологию создания цветных фотографий…кажется, даже не весь архив мастера, хранящийся в библиотеке конгресса США, пока доступен. Но в интернете сегодня можно увидеть большую часть наследия великого фотографа и полюбоваться видами России на грани веков, накануне ужасающих потрясений…( увы, а вот часть архива фотографа Буллы навсегда утеряна, после расстрела мастера чекистами в страшные годы большого террора конца тридцатых…)  И спасибо за всё это именно фотографии, у которой, как ни трудно подсчитать, именно в этом году вполне достойный юбилей – 175 лет!!!

        Фотография оставила и запечатлела для нас подробности и нашей с вами окружающей жизни. Заметим – порой даже в тех мельчайших деталях, что не сохранила память! Фотография фиксирует даже то, что мы и не собирались фотографировать. Ну могли ли подумать два парижанина в тот обыкновеннейший и самый заурядный день 1839 года, что им предстоит навсегда остаться в истории мировой цивилизации только потому, что господин Дагер решил выставить из окна своё необычайное и невиданное никем досель приспособление, чтобы попробовать «задагеррировать» соседнюю улицу. А ведь получилось! И пусть никто и никогда не сможет назвать имена тех двух парижан, но мы-то их видим на том самом дагерротипе, что теперь хранится как величайшая ценность в музее, а без его копий уже не может обойтись ни одна книга об истории фотографии!

        Далеко ушла с тех пор фотография, а уж без фотоаппарата попросту невозможно представить себе современную жизнь, особенно теперь, когда на наших глазах произошла самая настоящая революция о которой вряд ли подозревали сотрудники фирмы «Кодак» в уже далёком 1975 году, когда они получили задание попробовать сохранить фотоизображение не на плёнке, аналоговом носителе, а в электронном, в цифровом виде. И уж если до того фотографировать умели многие, то уж с началом цифровой эры фотографировать и даже снимать видео могут практически все!

        Но тем актуальнее становится сегодня стремление сохранить то, что считалось повседневным, обыденным а потому и незаметным, неважным для нас. Вспомним об одном из парадоксов – на сегодняшний день, а особенно об этом вспоминают именно в майские дни, в стране практически не осталось ни одной полноценной той самой «тарелки», что была в годы войны в большинстве семей. Вот мы и решили создать в ДДТ «РИТМ» небольшой музей фотографии, тем более что и год для этого подходящий- юбилейный. Но мы, конечно же понимаем, что нам попросту несерьёзно пытаться равняться на признанные центры по истории фотографии с многомиллионными экспонатами и архивами. Важно другое – для жителей именно нашего посёлка, и особенно юных менделеевцев, должно существовать место, где они смогут узнать об одном небольшом, но очень важном аспекте ушедшего времени. Увидеть в подлиннике её артефакты – фотоаппараты и всё то оборудование, с которым когда то колдовали в ванных комнатах при красном свете фонарей их родственники. А потом радостно из кювет тащили на свет ещё не успевшие высохнуть отпечатки, чтобы увидеть жизнь, которая была, но уже ушла во вчера, в историю…

        Исподволь, экспонаты для музея собирались уже и раньше. Так что начинаем мы не на пустом месте. У нас есть уже и книги по фотографии аж самых первых лет двадцатого века, есть и фотоаппараты довоенной поры, что кажутся монстрами, этакими динозаврами из странного мира, в котором не знали плёнки и снимали на специально обработанные стеклянные пластины. Но ещё важнее, что у нас сохранились многочисленные негативы тех, кто когда-то занимался в фотокружках дома творчества. Но ещё раз отметим – это будет музеё именно менделеевской фотографии! А значит, нам нужно как можно больше иметь фотографий о жизни посёлка в прошлые десятилетия. В те самые, когда формировался и посёлок и институт, ставший одной из звёздочек в созвездии наукоградов нашей страны, благодаря которым и сегодня Россия воспринимается как продолжатель некогда одной из передовых научных держав мира. Нам нужны фотографии не только людей, но и сценок из жизни наших дворов с их радиолами на окнах, с видами наших улиц, на которых, случайно, как знать, подобно тем самым двум парижанам, навсегда остались запечатлёнными уже ушедшие навсегда жители нашего посёлка и воспоминание о которых благодарно сохраняет наша память, да ещё и эта случайная фотография!

        Не все из этих фотографий можно будет разместить в открытой экспозиции, но зато, -вот уж в чём несомненное преимущество цифровой эры, - мы обязательно поместим на отрывающемся сайте музея с его бесконечными «полками» и «стеллажами». Мы делаем это для того, что зайдя в музей, или заглянув на этот сайт каждый из нас мог задуматься о прошлом, о той жизни - и ВСПОМНИТЬ ВСЁ!

               Владимир Семенов, директор ДДТ «РИТМ»,

              член Союза фотохудожников России.

 

 
Дата последнего обновления страницы 10.11.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения